«Шахматы и дети»
Ребенок в ходе игры:
использует в речи шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
перечисляет и может объяснить правила хода и взятия каждой фигуры; выполняет следующие шахматные действия: ориентируется на шахматной доске;
играет каждой фигурой в отдельности; правильно помещает шахматную доску между партнерами; расставляет фигуры перед игрой; различает горизонталь, вертикаль, диагональ; рокирует; решает элементарные шахматные задачи.
имеет представление об истории игры, называет имена выдающихся шахматистов (3 и более);
использует в речи шахматные термины: нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья; перечисляет и может объяснить правила хода и взятия каждой фигуры; выполняет следующие шахматные действия: разыгрывает шахматную партию от
начала до конца с соблюдением всех правил игры; ставит мат в один ход; решает шахматные задачи в 1–2 хода.
Программа занятий
№п/ п |
Тема. Содержание |
Сроки |
Количеств о часов |
1. |
Раздел 1. Изучаем шахматную доску |
15 |
1.1. |
Шахматная доска. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки» |
Сентябрь 1 неделя |
1 |
1.2. |
Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам |
Сентябрь 2 неделя |
1 |
1.3. |
Шахматная доска. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» |
Сентябрь 3 неделя |
1 |
1.4. |
Шахматные фигуры. Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией «Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая» |
Сентябрь 4 неделя |
1 |
1.5. |
Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» |
Октябрь 1 неделя |
1 |
1.6. |
Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» |
Октябрь 2 неделя |
1 |
1.7. |
Ладья против слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». |
Октябрь 3 неделя |
1 |
1.8. |
Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр |
Октябрь 4 неделя |
1 |
диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». |
|||
1.9. |
Ферзь против ладьи и слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности» |
Ноябрь 1 неделя |
1 |
0. |
Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» |
Ноябрь 2 неделя |
1 |
1. |
Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности» |
Ноябрь 3 неделя |
1 |
2. |
Пешка. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин» |
Ноябрь 4 неделя |
1 |
3. |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности» |
Декабрь 1 неделя |
1 |
4. |
Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». |
Декабрь 2 неделя |
1 |
5. |
Король против других фигур. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король |
Декабрь 3 неделя |
1 |
против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности» |
|||
Раздел 2. Шахматные комбинации |
17 |
||
2.1. |
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха» |
Январь 3 неделя |
1 |
2.2. |
Шах. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах» |
Январь 4 неделя |
1 |
2.3. |
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат» |
Февраль 1 неделя |
1 |
2.4. |
Мат. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход» |
Февраль 2 неделя |
1 |
2.5. |
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат» |
Февраль 3 неделя |
1 |
2.6. |
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка» |
Февраль 4 неделя |
1 |
2.7. |
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя, ладьи, слона). Игровая практика. |
Март 1 неделя |
1 |
2.8. |
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика |
Март 2 неделя |
1 |
2.9. |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика |
Март 3 неделя |
1 |
0. |
Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика |
Март 4 неделя |
1 |
1. |
Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика |
Апрель 1 неделя |
1 |
2. |
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика |
Апрель 2 неделя |
1 |
3. |
Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика |
Апрель 3 неделя |
1 |
4. |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика |
Апрель 4 неделя |
1 |
5. |
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика |
Май 2 неделя |
1 |
6. |
Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения. Игровая практика |
Май 3 неделя |
1 |
7. |
Шахматный турнир. Выполнение конкурсных заданий. Демонстрация полученных знаний у воспитанников, стимулирование интереса к игре в шахматы |
Май 4 неделя |
1 |
ИТОГО (часов) |
32 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника